БОРИС КРУГЛОВ УБЕЖДЕН: ЧРЕЗМЕРНЫЕ НАГРУЗКИ ЛИШАЮТ ЮНЫХ
ИГРОКОВ СПОРТИВНОГО БУДУЩЕГО
В СДЮШОР «Динамо» в отличие
от остальных спортшкол есть штатный врач. И это, несомненно, большой плюс динамовской
школы. Без малого четверть века здоровье юных хоккеистов здесь оберегает Борис
Круглов. Авторитет у него в школе непререкаемый. Борис Васильевич досконально
знает весь детско-юношеский хоккей, а не только медицинский его аспект. Это не
громкие слова, ведь он долгие годы, кроме всего прочего, выходит вместе с
ребятами на лед. Примечательно, что многие известные игроки, вышедшие из стен
динамовской школы, запомнили Круглова прежде всего как тренера. Вот что,
например, сказал российская звезда НХЛ Алексей Жамнов в одном из интервью
корреспонденту нашего еженедельника: «… Мне с тренерами повезло. Круглов,
Васильев, Киселев… Все отличные специалисты». Заслуженный врач России дал «ВХ»
эксклюзивное интервью.
– Борис Васильевич, какие
пути-дороги привели вас в СДЮШОР «Динамо»?
– У меня, как говорится, с
младых ногтей душа лежала к спорту. В свое время довольно серьезно занимался
легкой атлетикой. Бегал на средние дистанции. Был перворазрядником. Попал в
сборную команду спортобщества «Буревестник». Однако в конце третьего курса
мединститута порвал связки на голеностопе и с активным спортом завязал. Как
пришел в хоккей? На дворовом катке занимался с детишками. Двое наших мальчишек,
1962 года рождения, пошли на просмотр в динамовскую спортшколу. И там они
пришлись ко двору. Но однажды эти ребята приехали ко мне и сказали: «Борис
Васильевич, мы без вас не хотим там заниматься». И тогда я с ними вместе
отправился в «Динамо». Там меня приняли нормально. Я стал выходить на лед
вместе с командой 62-го года. Из нее, кстати, вырос такой замечательный игрок,
как Анатолий Семенов. А еще я вплотную занимался с командами 1966, 1970, 1974,
1977, 1984, 1986 годов рождения. Сейчас под моим особенно пристальным вниманием
находятся ребята 90-го года. На льду я в основном занимался с вратарями.
Например, через меня прошли Ильдар Мухометов, он сейчас защищает ворота
нижнекамского «Нефтехимика», Олег Глебов, который до недавнего времени был
голкипером столичного «Спартака».
По образованию я педиатр. С
1972 по 1983 годы трудился в динамовской школе тренером-общественником и
одновременно работал ассистентом кафедры госпитальной педиатрии Второго
Московского медицинского института. Ну а потом целиком сосредоточился на работе
в СДЮШОР «Динамо». Спортивная школа привлекла меня еще и потому, что я
чрезвычайно заинтересовался проблемой выживаемости детей в спорте. Мое
пристальное внимание привлекла такая ситуация. В те времена в отечественном
юношеском и молодежном хоккее доминировали ЦСКА и «Спартак». Много матчей тогда
смотрел. Нельзя было не заметить, что в армейских и спартаковских командах
играло множество ярких ребят. Однако когда я стал прослеживать, какая же часть
этих юных дарований затем вышла на приличный уровень во взрослом хоккее,
заиграла в командах мастеров, то выяснилось, что этот процент весьма невелик. И
он был не выше, чем в «Динамо» и «Крыльях Советов». Почему? В конце концов мне
стало ясно: многолетний цикл подготовки юных хоккеистов построен абсолютно
неправильно. Оттого и сгорали или выдыхались ребята на подходе к взрослому
хоккею.
Работая в динамовской школе, я пытался внести свой посильный вклад в решение
данной проблемы.
– С медицинской точки зрения,
какие болевые точки существуют сейчас в российском детско-юношеском хоккее?
– Среди тренеров бытует
мнение, что детей до 10–11 лет загонять нельзя. Да, это так, но при одном
условии – если ребенок не находится под контролем. Когда он весь день бегает на
улице, то сам себя не загоняет. Тренер же может его загонять элементарно. Причем
у ребенка страдают не сердце, легкие или печень, а в первую очередь отключается
внимание. И тогда тренировка попросту становится бесполезной. Критерий
загнанности у детей до 12 лет – плохая обучаемость, неправильное выполнение
упражнений. На детских врачей у нас учат, а на детских тренеров, к великому
сожалению, – нет. Пишутся научные труды по физиологии ребенка и не более того.
Конкретно же о специфике тренировок детского организма с наставниками никто не
ведет разговор.
– Чем же чревата подобная
неосведомленность детских наставников?
– Может быть, это покажется
парадоксальным, но скажу так. Она наносит минимальный вред здоровью ребят и
максимальный ущерб тренировочному процессу. Неграмотно построенная тренировка и
дозировка нагрузок не позволяют ребенку на начальном этапе овладеть
техническими приемами из-за утомления.
Я много раз ездил в Северную
Америку вместе с нашими юными хоккеистами. У меня была возможность изучить
ситуацию в заокеанском детско-юношеском хоккее. Так вот скажу вам: в Канаде,
США у детей, как правило, четыре ледовых дня – два тренировочных и два игровых.
У нас же пять тренировочных, один игровой и один выходной. А что получается в
итоге? У наших детей только катание лучше. Зато у их североамериканских сверстников
лучше пас, прием, бросок. То есть, работая в полтора раза больше, мы не даем
детям тех технических навыков, которые заокеанские и европейские наставники
дают за гораздо меньшее количество тренировок. Дети устают, а ведь ребенок
должен все переварить и отдохнуть. Законы восприятия информации не мной
придуманы. Информация, как и пища, должна перевариться.
У нас нет ни в инструкциях, ни в головах тренеров методики развития физических,
функциональных и технических качеств юных хоккеистов. А у иностранных коллег
есть, хотя за рубежом среди детских наставников мало специалистов с высшим
физкультурным образованием. Зато там те, кто тренирует детей, последовательно
заканчивают несколько серьезных курсов и тренируют не как им вздумается,
наобум, а по учебно-тренировочному плану. И к тому же несут строгую
ответственность за здоровье юных спортсменов. Поэтому детей там так не гоняют.
А у нас это чуть ли не повсеместное явление. Лет пятнадцать назад в Тольятти
полутора десяткам (!) 14-летних хоккеистов пришлось делать операции из-за того,
что тренер перегружал их на занятиях. На Западе такого горе-наставника разорили
бы и лишили лицензии. У них до 15 лет подростки-хоккеисты на тренировках со
штангой не занимаются, а у нас в этом возрасте уже вовсю ворочают «железо».
– Борис Васильевич, почему
получается, что наши детские и юношеские команды всех обыгрывают, а потом
иностранные соперники зачастую обгоняют их в мастерстве?
– Всему свое время, а наши
детские тренеры сплошь и рядом об этом забывают. Приведу такой пример. В 13–14
лет у подростков происходит прирост мышечной массы. И многие наставники в этот
период добавляют нагрузку. А ведь этого ни в коем случае нельзя делать. Если
увеличишь нагрузку, потеряется тонкий технический навык. Мышцы-то сами нарастут
на этом этапе развития организма.
Еще одна ошибка тренеров в том, что они заставляют работать ребят с малыми
весами на быстроту. При этом у детей «высушиваются» мышцы, а потом мальчишек
ожидают проблемы с весом. Их в дальнейшем некоторые решают за счет того, что
колются или глотают что-то. Не могу приветствовать этот путь. Играть в хоккей с
ростом 190 сантиметров и весом 70 килограммов нельзя. А ведь вес можно набрать
до 12 лет, если грамотно тренировать детей. А к нам порой приходят из других
школ «дохлые» дети. И вес им набрать уже практически невозможно. Да, силовая
выносливость у этих ребят вырабатывается, но из них вырастают сухие жилистые
мужики, которым потом вес не добавишь без специальных мероприятий, о них я уже
упоминал.
Мне, конечно, интересней
смотреть ребятишек в более раннем возрасте, чтобы я знал, кто ко мне пришел,
чтобы успеть исправить то или иное отклонение от нормы. Стараюсь делать так,
чтобы к 10 годам ребята были готовы к тем нагрузкам, которые им дадут в
дальнейшем тренеры. А потом эти нагрузки, которые дети получают с 10 до 13 лет,
стараюсь внимательно контролировать и даю юным динамовцам дополнительные
задания по аэробной подготовке вне зависимости от тренера. В школе к этому
давно привыкли. Скажем, если я прошу парнишку побегать 15 минут, то это
воспринимается нормально и им, и его наставником. Задаю ребятам и
гимнастические упражнения для коррекции фигуры. Моя задача – допустить здоровых
детей к занятиям хоккеем, подготовить их к юношескому спорту, причем с запасом
прочности – чтобы они даже при непрофессиональной тренировочной работе не
получили осложнений на здоровье.
– Что бы вы посоветовали молодым
детским наставникам?
– Всегда стремлюсь помочь
тренеру научиться чувствовать команду. Тогда я за ребят спокоен. Опасен тот
хоккейный педагог, который не чувствует физического состояния своих подопечных.
Поэтому главный совет такой: научитесь чувствовать нагрузку, которую даете
детям. Тогда ребят не загоняете. Я против того, чтобы 7-8-летние мальчишки играли
на все поле. Лучше в таком возрасте играть поперек площадки. На коротком
отрезке ребенок сделает больше движений, в том числе и технических. Бегая же по
всему полю, мальчишка устает, у него притупляется и даже теряется внимание. А у
детей на тренировках самое главное – это внимание. Детский тренер не должен
долго объяснять, как и подгонять своих маленьких подопечных громовым голосом. А
то ведь во многих спортшколах даже шестилетние дети катаются под словесным
кнутом: «Быстрее! Еще быстрее!» Да, ребятишкам следует тренироваться с
максимальной двигательной активностью. Но, говоря об этом, я подразумеваю не
быстроту, а максимальное количество движений.
Я и сейчас много работаю на
хоккейном поле. Непосредственно на льду помогаю тренерам. И с полным основанием
могу сказать: скупой платит дважды. В младшем детском возрасте необходимо
отдавать безусловный приоритет технической оснащенности ребенка. Наложить на
нее функциональные и физические качества в определенные возрастные периоды – не
проблема. К сожалению, многие наставники юных хоккеистов гонятся за
сиюминутными результатами. При этом технику они отводят на второй план, а упор
делают на «функционалку» и «физику». Впрочем, другого пути к сиюминутным
результатам и нет. Вообще, работа с детьми – это работа на будущее. Если же
тренер во что бы то ни стало стремится добиться от них скорого эффекта, то он
лишает своих подопечных серьезного спортивного будущего.
Чего в свое время не выучил Ванюша, того никогда не выучит Иван. Да,
техническим приемам можно обучить и 13–14-летнего подростка. Однако они не
будут отработаны до автоматизма и неминуемо выпадут из его арсенала в
критической ситуации на ледовой площадке. Грош цена такой технической
оснащенности. А если мальчика научили что-то делать в раннем возрасте, то он
это всегда выполнит, что называется, на автомате в любой момент самого сложного
матча.
Разумеется, над выносливостью
тоже необходимо работать. Без нее хоккеист просто немыслим. Вопрос в том, как
это делать. В нашей СДЮШОР не без моего участия все команды перешли на большой
объем аэробной подготовки. Это в основном кроссы. Но тут есть одна тонкость.
Насколько я знаю, многие нынешние тренеры заставляют бегать детей на время. Это
неправильно. Дети должны бегать на удовольствие, получать от кроссов
положительные эмоции. Только тогда от бега получим должную пользу.
– По всему чувствуется, что вы
живете своей работой.
– Так и есть. Я давно
сроднился с динамовской школой. Это мой второй дом. Чувствую здесь себя на
своем месте. Когда я только пришел в СДЮШОР, то потерял в зарплате в два раза.
Но не жалел об этом, потому что работа с детьми всецело захватила меня. Сейчас,
правда, получаю больше своих друзей-профессоров. Но это для меня не главное.
Много лет назад я хотел стать участковым врачом. И моя работа в «Динамо» очень
похожа на то, чем занимается участковый доктор. Только не хожу по участку,
ребята сами ко мне приходят.
Когда начал работать в этой школе, то поставил перед собой цель – всемерно
способствовать тому, чтобы «Динамо» превзошло тогдашнего гегемона ЦСКА и стало
чемпионом страны. Все получилось.
В статье использованы материалы газеты "Весь
хоккей"
|