На молодежном чемпионате мира по хоккею с
шайбой, проходившем на рубеже 2009—2010 годов в Канаде, сборная России
осталась без медалей. В поединке за выход в полуфинал наши спортсмены
проиграли соперникам из Швейцарии со счетом 2:3, а затем и утешительный
матч финнам (3:4), оказавшись в итоге на шестом месте.
Если посмотреть на сводную таблицу первенств
последних лет, то нетрудно заметить кривую, по которой наша «молодежка»
съезжала за пределы пьедестала почета. В 2002 и 2003 годах мы — первые.
В 2004-м не получаем даже «бронзу». Затем три года подряд берем
«серебро», а в 2008 и 2009-м — «бронзу». На этом награды закончились;
пять последних лет первыми становились канадцы, а в январе нынешнего
года победу в мирового чемпионате праздновали американцы, оттеснившие
канадцев на второе место.
Что же касается наших юниоров (игроки не
старше 18 лет), то, оставшись без медалей на мировых первенствах 2005 и
2006 годов, они победили в 2007-м. Затем дважды брали «серебро», оба
раза проиграв финал с разгромным счетом (0:8 канадцам в Казани и 0:5
американцам в Фарго, США).
В истории провалов нашей хоккейной смены
есть и такие страницы, как удручающий проигрыш «молодежки» во встречах с
североамериканскими юниорами в 2003-м (пять поражений в шести матчах) и
в суперсерии-2007 с канадцами же (семь поражений и одна ничья)...
Так почему же наших молодых хоккеистов все
чаще преследуют неудачи? Попробуем разобраться хотя бы в одном аспекте
подготовки будущих игроков главной сборной страны – в том, как их
готовят в детско-юношеских школах олимпийского резерва.
Агрессия на ледяных площадках и на
трибунах… Разговоры о неблагополучии
в нашем детско-юношеском хоккее ведутся давно. На чемпионате мира 2001
года, проходившем в Подольске, российская молодежная сборная по всем
статьям проиграла соперникам, отличившись разве что в количестве
штрафного времени и мордобое. Тогда в Госдуме был подготовлен проект
обращения к главе Госкомспорта Павлу Рожкову за подписью олимпийских
чемпионов Вячеслава Анисина, Юрия Блинова, Владимира Голикова,
Александра Гусева, а также родителей воспитанников московских хоккейных
школ. Судьба документа, призывающего повлиять на федерации хоккея России
и Москвы с тем, чтобы они навели порядок в подготовке хоккейной смены,
нам неизвестна. Но одно его положение представляется ключевым во всей
проблематике российского детского хоккея. В письме с возмущением
говорилось о том, что «критерием оценки работы детского тренера являются
очки, а не качество и количество подготовленных молодых игроков».
Зайдите в фойе любого ледового дворца. Что
прежде всего бросается в глаза? Застекленные стенды с кубками и
грамотами, завоеванными детьми на бесчисленных турнирах. Тщательно
обновляемые таблицы текущих первенств с участием бойцов различных
возрастных групп. Загляните на форумы интернет-сайтов, посвященных
детскому хоккею. Что в центре родительских страстей? Какой клуб сильнее,
кто с каким счетом победил или потерпел поражение, «в какую сторону»
свистел судья…
И всюду обстановка боевого напряжения,
атмосфера, в которой ошибки непростительны, а победителей не судят.
Хотя, казалось бы, не война же… Эта атмосфера захватывает детей, делает
их непримиримыми, жесткими, порой даже и по отношению друг к другу,
причем их собственные родители нередко подталкивают их к этому. А ведь
такая агрессия и на ледяных площадках, и на трибунах не имеет ничего
общего с высокими спортивными идеалами, хотя школа, в которой витает
такой дух, и называется школой олимпийского резерва.
Работа «на результат»
Сегодня тренировочный процесс строится так,
чтобы у юных хоккеистов была только одна цель — во что бы то ни стало
взять верх над противником. Подобное обучение зачастую сводится к
опасному примитиву: нагружать и подгонять. Вот что об этом говорит
известный спортивный педагог, заслуженный тренер России Ян Каменецкий
(цитирую по материалам интернет-издания Kinderliga.ru): «…Произошла
смена тренерских поколений. … А молодые тренеры, как правило, желают
максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое
количество перегибов».
Стремление тренера к сиюминутному успеху, по
мнению Яна Каменецкого, только вредит развитию юного игрока: «В итоге,
когда человек… приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть
ему нечем – все свои ресурсы он растратил на подростковом этапе». Не в
этом ли одно из объяснений неудач нашей «молодежки»?
Главным предметом тренерских и родительских
дискуссий о накоплении и сбережении ресурсов остается количество
тренировок. В российском детском хоккее принято, чтобы даже шестилетние
спортсмены тренировались не меньше трех–четырех раз в неделю. Со
временем же у них может остаться только один день отдыха. Но так ли уж
необходимо по максимуму нагружать маленького хоккеиста? Вот как,
например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы
организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим
названием «Бьернлига» («Медвежья лига»).
Как сообщает Kinderliga.ru, в «Бьернлигу»
берут детей-шестилеток и учат их прежде всего не хоккею как таковому, а
пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача
тренеров состоит в том, чтобы через три года ребенок был подготовлен к
дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в
хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!),
что тренерам наших шестилеток может показаться необъяснимой
недальновидностью. Ребята 7—8 лет занимаются дважды в неделю.
«Медвежатам» дают и поиграть, но только поперек поля и всего два периода
по 15—20 минут с обязательными сменами составов через каждые
полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США,
Финляндии. А что происходит у нас?
И перегрузки, и психологические травмы
Вспомним,
как проходят турнирные встречи. «Поблажка» здесь дается только самым
младшим: они играют двумя составами два периода по 15 минут — пока один
состав на льду, другой сидит на трибунах. Ребята чуть старше ведут бой
уже по классическому регламенту: три периода по 20 минут. Отдыхать же им
приходится даже меньше, чем взрослым; так, например, на играх открытого
чемпионата Москвы перерыв между вторым и третьим периодами составляет
уже не 15, а всего пять минут. Если добавить к этому, что нередко
команды могут выставить на игру только три пятерки полевых игроков, то
можно представить, какие нагрузки испытывает ребенок-хоккеист. Под конец
встречи многие в буквальном смысле едва ноги таскают…
Вряд ли можно считать полезной для детского
здоровья и обязательную для всех СДЮШОР практику игры «за школу». Это
так называемый клубный зачет, когда суммируются показатели возрастных
групп школ-участниц, к примеру, того же открытого чемпионата Москвы. При
этом и на ребятах младшей группы, которым всего по 10—11 лет, тоже
лежит ответственность за общий успех. Понятно, что их тренеры думают
только об одном: как бы не подвести школу клуба КХЛ! Отсюда и потогонная
система тренировок.
Необходимость во что бы то ни стало занимать
на соревнованиях высокие места зачастую толкает тренеров и на обман. В
«нужный момент» в команде вдруг появляются игроки постарше, а это не
просто нечестно. Это опасно.
— В таких случаях младшие, чтобы не
отставать от старших, выкладываются до предела, — говорит Артем Кравцов,
заместитель директора Московского научно-практического центра
спортивной медицины (МНПЦСМ). — Причем не только физически, но и
психологически. А те, кого отстранили от соревнований, чтобы освободить
место игрокам со стороны, получают моральную травму…
Психологическую травму получают порой и
целые коллективы, когда по прихоти спортивных функционеров в число
участников турнира в какой-либо возрастной группе, включаются и заведомо
слабые команды. 30—40 безответных шайб в одном матче – отнюдь не
редкость в играх с участием хоккеистов, которым меньше десяти лет.
«Баранка» как снаряд
Сегодня в детском хоккее очень остра
проблема тренерских кадров. Не обладающий достаточными знаниями тренер
может негативно повлиять на здоровье своих воспитанников, всего лишь
неправильно распределив нагрузки. А ведь в хоккей приходят и нездоровые
дети. По последним данным, лишь 16 процентов ребятишек, желающих
заняться этим видом спорта, можно назвать абсолютно здоровыми. И поэтому
главная задача, которая стоит сегодня перед детским хоккеем — это
оздоровление детей, а не превращение их — любой ценой — в
профессионалов.
Вот что в связи с этим говорит заместитель
директора Московского научно-практического центра спортивной медицины
Артем Кравцов:
— У внешне здорового ребенка могут иметься
отклонения в сердечно-сосудистой системе, которые очень сложно выявить. В
обычной жизни они никак не проявляются, а вот после предельных
физических нагрузок могут привести к весьма печальным последствиям. Если
заниматься не спортом, а физкультурой, то с такими отклонениями можно
дожить до ста лет, даже не зная о них. Но так как дети-хоккеисты
получают очень высокие нагрузки, то они должны находиться под бдительным
медицинским надзором в специализированных учреждениях. Например, в
таком, как наш Центр, в котором есть тест-зал с самым современным
оборудованием. В принципе же любая спортшкола обязана иметь полноценную
медицинскую службу, а спортивные группы должны обязательно проверяться
во врачебно-физкультурных диспансерах.
Необходимо, конечно же, утверждают
специалисты, и самым внимательнейшим образом относиться к «мелочам», на
которые у нас почти не обращают внимания. А вот в хоккейных школах США,
например, воспитанникам, не достигшим 14 лет, запрещено делать «щелчки»,
так как это требует чрезмерных для подростка усилий «нижней» руки. У
нас же «щелкают» и десятилетки.
Стоит, наверное, прислушаться и к мнению тех
тренеров, которые считают, что шайбы для детей-хоккеистов должны
отличаться от тех, которыми играют взрослые. Ян Каменецкий, например,
говорит, что начинающих следует тренировать, вырезав из каучукового
снаряда середину, чтобы он стал похож на баранку. Габариты шайбы
остаются «взрослыми», а ее вес заметно уменьшается.
…Из бессчетного числа маленьких хоккеистов
лишь единицы становятся профессионалами. Тем не менее, годы, проведенные
в клубной спортшколе обязательно принесут большую пользу всем ребятам,
если только и тренеры, и родители будут думать не только о победах, но и
о том, как сохранить и укрепить здоровье детей.
Михаил ТОЛПЕГИН
Ситуация выглядит парадоксальной. С одной
стороны, все вроде бы нацелено на подготовку «звезд», а с другой —
хоккейные «звездочки» гаснут, не успев засиять в полную силу. В статье
Толпегина приведены высказывания специалистов, поддерживающих его точку
зрения. Однако наверняка есть и другие мнения относительно положения дел
в нашем детском хоккее, да и вообще в детско-юношеском спорте.
Так правильно ли у нас учат тренеров? Как
они должны готовить будущих мастеров? Что нужно сделать, чтобы здоровье
детей и подростков не приносилось в жертву спортивным результатам? Мы
приглашаем к разговору детских тренеров, преподавателей спортивных
вузов, специалистов спортивной медицины, руководителей спорта и,
конечно, родителей юных спортсменов. Пишите нам, высказывайтесь,
спорьте.
|